Главная > Менеджмент > SMB: эпоха «до-ERP» & «недо-ERP»

SMB: эпоха «до-ERP» & «недо-ERP»

FavoriteLoadingДобавить в избранное

Каковы перспективы данного «движения» в Украине?

Во-первых, надо сразу уточнить, что под «средним» бизнесом «у них» и «у нас» понимаются существенно разные по размеру предприятия: «у них» средний бизнес — это преимущественно компании с оборотом $30-50 млн., иногда — до $100 млн.

У нас же предприятие, имеющее порядка нескольких десятков миллионов гривен годового оборота, уверенно относится к «среднему» бизнесу, т.к. зона «малого» бизнеса — это обороты не более нескольких миллионов гривен.

Часто встречается такая оценка: средний бизнес в Украине начинается с 4–5 млн. гривен в год и может достигать оборота в 40–50 млн. грн.

Таким образом, наш «средний» равен их «мелкому», а для «мелкого» бизнеса серьезные ERP-игроки пока еще ничего делать не собираются. Поэтому «бухгалтерии и предприятию» «1С» в среднем украинском бизнесе в обозримой перспективе ничего не угрожает.

Международная финансовая корпорация (IFC) приводит свои данные, характеризующие предприятия малого и среднего бизнеса в Украине и Евросоюзе (табл.).

Таким образом, среднего бизнеса в Украине в мировом смысле практически нет. Причина кроется в том, что производительность труда в Украине раз в пять ниже, чем в мире.

Поэтому соотношение численности и финансового оборота на украинских предприятиях существенно иное, чем в развитых странах мира. Это создает дополнительные особенности в проведении сопоставительного анализа промышленной деятельности в Украине и за рубежом.

Своеобразием структуры среднего бизнеса в Украине является то, что типичная численность работников «западных» предприятий ниже, чем на аналогичных в Украине, даже если эти предприятия работают на оборудовании одного и того же мирового производителя и с применением одной и той же технологии.

Дело в том, что в структуре бизнеса развитых стран заметно большую долю занимает независимый сервис. Так, на шведской атомной электростанции численность работающих составляет порядка 500–600 человек.

Характер предприятий малого и среднего бизнеса в Украине и в Европе

Категория бизнеса

Украина

Евросоюз

Малый Средний Малый Средний
Численность персонала, чел. < 50 50–1000 < 50 50–250
Годовой валовый доход, тыс. евро < 500 500–5000 < 10 000 10 000–50 000

На аналогичной украинской — 4–5 тыс. чел. Суть в том, что на шведской численность персонала определяется реакторными цехами как таковыми. Сервисные же функции осуществляются независимыми компаниями по сервисным контрактам. На наших же крупных предприятиях продолжает превалировать «натуральное» хозяйство.

Доля сервиса в промышленной деятельности на западе постоянно растет. Это привело к тому приоритетному положению, которое в организации сервисной деятельности занимают такие стандарты, как английский ITIL (Information Technology Infrastructure Library) и его американский аналог COBIT (Control Objectives for Information and related Technology).

Сервисная деятельность в основном сосредоточена в сегменте среднего бизнеса, в росте которого активно заинтересованы крупные монополии. Отчасти это объясняется тем, что в среднем и мелком бизнесах зачастую значительно более высокая интенсификация труда и ниже социальные гарантии.

Яркий тому пример — Япония. Можно сколько угодно зачитываться мировым бестселлером Дж. Лейкера «Дао Тойота: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира», но в этих «восточных чудесах» ничего не удастся понять до тех пор, пока не узнаешь о том, что собственно на заводах «Тойоты» сосредоточено не более половины добавленной стоимости продукции, а вторая половина производится вне всех норм допустимого рабочего времени, охраны труда и социального страхования на мелких и средних независимых предприятиях.

Не зная этого, можно действительно верить, что «Тойота», публикуя свои дао, искренне озабочена, как научить конкурентов вести передовой бизнес!

Таким образом, в развитых странах крупные корпорации заинтересованы в развитии среднего бизнеса, прежде всего из-за его более высокой эффективности в определенных сферах деятельности.

В Украине же имеющийся успешный средний бизнес, особенно обладающий активами в виде земли, в настоящее время активно поглощается крупным бизнесом: в лучшем случае легально — в варианте приобретений, а по преимуществу — «не очень легально», в варианте рейдерских поглощений.

Что же такое средний украинский бизнес, какие его намерения и в чем заключаются современные проблемы?

По регистрационным данным, к сектору SMB в Украине относится более 90% компаний, однако их доля в ВВП не превышает 10%. В 2005 году эта доля вообще была в районе 5–6%.

Но, тем не менее, средний бизнес в Украине есть. Его годовой оборот — порядка 120 млрд. грн. (а с «теневыми» операциями, наверное, процентов на 40% больше).

Он «прибавляет» по 10 млрд. грн. в год, и у него, безусловно, существуют информационные потребности и платежеспособный спрос на них. И сектор среднего бизнеса, конечно, будет расти.

Так, в 2005 году на 1000 жителей Украины приходилось 11 малых и средних предприятий, а в странах Центральной и Восточной Европы — 34 предприятия, т.е. потенциал, по крайней мере, количественного роста, большой.

А к тому же надо отметить, что до настоящего времени практически ничего не происходило на селе. Наверное, потому, что это кому-то пока еще «нужно».

Вскоре мы увидим и в сельском хозяйстве ту же картину, которую имеем после приватизации в крупной промышленности: 10–15, скажем так, «ЧП-шников», будут владеть всем и даже не нуждаться, как и сегодня, ни в украинском (и ином) фондовом рынке (по крайней мере, в смысле привлечения инвестиций), ни в украинском рынке информационных технологий.

Фондовый рынок в Украине в большей степени относится к так называемой налоговой оптимизации, а не к собственно инвестиционному сектору экономики. Украинский же рынок информационных технологий «металлургическим ЧП-шникам» не нужен: они могут купить что угодно, где угодно и дороже!

Украина, к сожалению, пошла, наверное, по единственно реалистичному для нее пути, присущем самым бедным странам Латинской Америки, — «десяток баронов» с огромными заборами, которым не нужны ни инвестиции, ни развитие.

Но не будем о грустном. Если предположить, что нам все же удастся «сдаться» в НАТО и постепенно интегрироваться в европейскую экономику и политические структуры, то для рынка информационных технологий могут реализоваться сценарии несколько более гуманные (в смысле количества платежеспособных заказчиков), чем «латиноамериканские» варианты.

Да, средний бизнес в Украине дал пару компаний типа Nemiroff и «Квазар-Микро», которые вышли на IPO, но пересчитать их можно на пальцах одной руки, а «исключения, как известно, только подтверждают правило».

Добавить комментарий

WP-Backgrounds Lite by InoPlugs Web Design and Juwelier Schönmann 1010 Wien