Главная > Менеджмент > Управление рисками бизнеса

Управление рисками бизнеса

FavoriteLoadingДобавить в избранное

 

Фондовый рынок: у «них» и у «нас»

А нужен ли вообще в перспективе фондовый рынок в том виде, в каком он сложился к настоящему моменту в мире, и которого, например, в сколько-нибудь реальном смысле в Украине нет. Может быть, с учетом текущего мирового кризиса он нам уже и не нужен?

Вопрос не праздный. Аргументы типа того, что у населения в Украине сейчас находится порядка $50 млрд., и эти деньги через фондовый рынок могли бы оживить украинскую экономику и в перспективе наполнять негосударственные пенсионные фонды (которые, в свою очередь, могли бы выступать стратегическими инвесторами) — наивны до преступного предела.

Это что-то наподобие призыва персонажа из известного мультика: «Ребята, давайте жить дружно!».

Когда в Украине, якобы серьезно, говорят про «недержавні пенсійні фонди», при текущем и перспективном отсутствии действительного регулируемого фондового рынка и действительно акционерных корпораций, которые платят дивиденды (и показывают прибыль!), любому специалисту понятно, что наших «бабушек» и «дедушек», а в общем, нас с вами, еще раз системно «кинут» на этих пенсионных фондах.

И, как всегда, виноватых не будет — будут только «выигравшие» (исчезающее абсолютное меньшинство) и «проигравшие» — почти все остальные, абсолютное большинство.

Откуда в Украине может возникнуть фондовый рынок, если у нас пара «ЧПшников» в металлургии, пара — в энергетике и пара — в химии. И инвестиционные деньги им не нужны — они отлично сами инвестируют в американский и иные финансовые рынки ?.

Чтобы привлечь деньги миноритарных инвесторов, интересы этих миноритарных инвесторов надо как-то защищать. А кто же будет их защищать, если у нас сегодня можно легко через суд «кинуть» даже стратегического и тем более портфельного инвестора.

А это означает, что украинской промышленности денег массовых инвесторов в ближайшее время не видеть как своих ушей.

Деньги населения по факту востребованы только структурами типа «элита-центров» и «кингс-кэпиталз», ну еще в виде невозвратных и реально ничем не гарантированных депозитов банков, которые, если и отдают, то выборочно и за счет бюджета, т.е. налогоплательщиков, не особенно вспоминая о роли высших менеджеров обанкротившихся банков… Ну да ладно с Украиной.

Но развитым странам в сложившейся ситуации однозначно надо что-то делать. Наблюдаемый кризис назревал давно.

Его механизм, например, описан поразительно детально Питером Друкером еще в конце завершившегося столетия (Management Challenges for the 21st Century (1999). Русскоязычное издание: Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2007. С. 272. ISBN 0-7506-4456-7).

«Выкрутится» ли Америка из текущего кризиса? — Америка, конечно, выкрутится. Этот кризис у нее не первый. Выпутаться ее заставит коллективное осознание опасности, которое консолидировало Америку, например, в период холодной войны (которая, кстати, возобновляется).

Пути выхода из тупика Для того чтобы понять, как они будут выбираться из данного кризиса, а значит, в силу нашей большой зависимости, и нас в том числе вытаскивать, полезно проанализировать, как они выкручивались из кризисов предыдущих.

Показателен случай «первого звоночка» нового века — банкротство корпорации «Энрон», которое повлекло за собой исчезновение одного из игроков большой консалтинговой пятерки — «Артур Андерсен Консалтинг».

«Артур Андерсен» за квартал до банкротства «Энрон» и «аннулирования» его нескольких миллиардов долларов капитализации подписала положительное аудиторское заключение. Таких пощечин американский фондовый рынок не прощает даже консалтинговым компаниям с миллиардными оборотами.

В 2002 году, как реакция на возникшую опасную для фондового рынка ситуацию, в США появляется федеральный закон «Сарбейнса-Оксли», а в 2004-м — рекомендации COSO «Enterprise Risk Management — Integrated Framework» («Управления рисками предприятия — Общие положения»). К данным документам мы далее вернемся, но сначала немного истории.

Начало XXI века ознаменовалось для США почти полусотней крупных скандалов в корпоративном бизнесе, связанных с экономическими и банковскими преступлениями.

Помимо значительного влияния на финансовый мир эти скандалы оказали негативное воздействие на публичное доверие компаниям, что, по сути, имело не менее разрушительные последствия.

После коллапса энергетического монстра, корпорации «Энрон» (об этом — во врезке «История банкротства энергетического гиганта, или Как лопнул пузырь «Энрон»), как результат цепной реакции, последовало еще несколько громких скандалов.

Порядка 10% компаний, котирующихся на американском фондовом рынке, пересмотрели свои финансовые результаты за последние пять лет.

Экономика Америки получила приличную встряску. Еще более сильное потрясение произошло с фондовым рынком. Было утеряно основополагающее звено его существования и развития — доверие общественности к прозрачности корпоративного бизнеса.

Оказалось, что нельзя доверять ни компаниям, подготавливающим и предоставляющим отчетность, ни даже аудиторам, основным заданием которых как раз и является подтверждение корректности финансовых результатов.

Добавить комментарий

WP-Backgrounds Lite by InoPlugs Web Design and Juwelier Schönmann 1010 Wien