Раннедевонский ландшафт
В конце древнего палеозоя, на границе силура и девона, то есть приблизительно 400 миллионов лет тому назад, на Земле произошло очень важное событие.
В это время некоторые представители растительного мира покинули воды отступивших морей и сделали попытку поселиться сначала в болотистой прибрежной почве, а затем дальше — в сухих почвах, удаленных от берегов.
Это было знаменательным событием, так как до этого времени суша была пустынной, на ней еще не было признаков жизни.
Одни только скалы, омываемые дождями и обвеваемые ветрами, мрачно возвышались над бесконечными просторами суши.
Только после сильных бурь на берегах морей появлялись узкие полосы выброшенных морем водорослей, среди которых поблескивали разноцветные раковины улиток, двухстворчатых и головоногих моллюсков; здесь же находились многочисленные панцыри трилобитов.
Но эти узкие полосы со временем исчезали, и вновь на суше водворялось утомительное и безжизненное однообразие.
Наступления растительного мира на сушу повторялись много раз, и в конце концов увенчались успехом.
Растительному миру удалось завоевать новую жизненную арену, где имелись бесконечно разнообразные и многочисленные возможности для существования.
Таким образом, уже в период раннего девона на прибрежных болотах и в топях зашелестели растения, и этот тихий и робкий шелест был первым звуком, который раздался на нашей Земле, до тех пор мертвой и пустынной.
Раннедевонская флора не отличалась ни богатством форм, ни их разнообразием, — это были самые примитивные растения — тайнобрачные сосудистые, относящиеся к давно вымершей группе псилофитов (Psilophytales).
Побеги этих растений, имевших клубневидные или ползучие корневища, разветвлялись в виде развилков. На концах ответвлений находились спорангии.
Растения эти были либо безлистными (как, например, рода Rhynia и Hornea), либо имели листья (например, Psilophyton).
Некоторые виды этих растений росли на прибрежных болотах (TAEniocrada, Zosterophyllum).
Появление этих первых раннедевонских растений, несмотря на их примитивность и невзрачность, было событием огромной важности, так как эти растительные формы дали начало наземной флоре.