Главная > Бизнес > Российские металлургические компании продолжают экспансию в Северную Америку

Российские металлургические компании продолжают экспансию в Северную Америку

“Северсталь” готовится приобрести Esmark, перебив предложение индийской Essar Steel, а Evraz Group покупает трубный бизнес IPSCO, в результате чего станет вторым производителем сварных труб на американском рынке

Рынок Северной Америки всегда представлял большой интерес для иностранных компаний, однако производители региона хорошо умеют защищать его от наплывов импорта.

Поэтому многие компании стремятся обзавестись собственными мощностями в этом регионе. Первой из СНГ туда сумела проникнуть российская “Северсталь” — в 2003 году она приобрела за 286 млн. долларов Rouge Industries (теперь — Severstal North America).

Это был удачный плацдарм, который сразу обеспечил компании выгодных заказчиков в автомобильной промышленности. Разумеется, “Северсталь” стала укреплять свои позиции на этом рынке.

В прошлом году она приобрела 85% акций SeverCorr, в мае текущего — завершила покупку Sparrows Point (за 810 млн. долларов), кроме того, компания заключила соглашение о поглощении WCI Steel (140 млн. долларов). В результате она стала четвертым по величине производителем США.

Существенно, что в ходе своей экспансии компания научилась договариваться с профсоюзами сталелитейной промышленности, которые в США играют важную роль в принятии решений по приобретениям.

Более того, профсоюз United Steel Workers (USW), охватывающий всю сталелитейную отрасль страны, проникся таким доверием к владельцу “Северстали” Алексею Мордашову, что начал содействовать его приобретениям.

Так получилось и с металлосервисной компанией Esmark, которая остро нуждается в стратегическом инвесторе и уже согласилась на поглощение индийской Essar Steel. Владельцы Esmark — братья Джеймс и Крейг Бучарды — учредили эту компанию пять лет назад, загоревшись идеей создания вертикально интегрированного сталелитейного холдинга.

С этой целью они скупили 11 дистрибуторских фирм, и их доходы выросли почти в 200 раз (до 700 млн. долларов в 2007 году). После этого братья решили, что пора включить в структуру своей компании сталелитейное производство, и приобрели Wheeling — Pittsburgh Corp. (WPC).

Но, покупая эту компанию, они явно не рассчитали свои силы — и неправильно оценили мощь профсоюза USW, который уже дважды доводил ее до банкротства.

Итак, по итогам 2007 года чистые убытки Wheeling-Pittsburg составили 158 млн. долларов. Это привело к резкому ухудшению финансового положения Esmark. Тем не менее братья Бучарды не теряли оптимизма и присматривались к другим покупкам.

Они планировали значительно расширить свою деятельность в сталелитейной сфере и создали консорциум с бразильским горнорудным гигантом CVRD (теперь — Vale) и украинским ИСД для покупки у Arcelor Mittal сталелитейного завода Sparrows Point. Однако они не смогли обеспечить необходимое финансирование, и сделка была сорвана.

Завод Sparrows Point в конечном итоге достался “Северстали”. Тем временем убытки Wheeling — Pittsburgh в первом квартале составили еще 59,9 млн. долларов, а у самой Esmark, получившей в 2006 году 3,5 млн. чистой прибыли, в 2007-м образовалось 9 млн. долларов убытков, несмотря на увеличение объема продаж на 42,8%, до 825,6 млн. тонн.

Тут-то и подоспела со своими деньгами индийская компания Essar Steel, которая после прошлогоднего приобретения канадского производителя Algoma Steel и американского Minnesota Steel Essar резко переместилась в индийской табели о рангах, и теперь занимает в ней третье место после Tata Steel и Steel Authority of India.

К 2012 году компания планирует увеличить свои мощности до 25 млн. тонн и с этой целью активно скупает и строит сталелитейные мощности на перспективных рынках Канады, США, Азии и Ближнего Востока.

Для Essar, которая собиралась приобрести Wheeling Pittsburgh еще в 2006 году, покупка всей Esmark (2,4 млн. тонн стали в год) вполне целесообразна: после этого поглощения и реализации проекта в Миннесоте она сможет производить в Северной Америке около 10 млн. тонн полосовой стали.

Советы директоров обеих компаний быстро утвердили сделку, в результате которой акционеры Esmark получили бы 669 млн. долларов наличными деньгами.

При этом, поскольку у Esmark имеется еще и 430 млн. долларов долга, покупка обошлась бы Essar примерно в 1,1 млрд. долларов. После этого начался 52-дневный период, в течение которого профсоюз мог высказать свои претензии по заключенному договору.

В наличии претензий можно было не сомневаться: Esmark еще в ноябре прошлого года объявила, что намеревается сократить операционные расходы Wheeling — Pittsburgh.

По словам Джеймса Бучарда, для этого потребуется сократить производство неконкурентоспособной продукции, законсервировать не полностью загруженные мощности и устаревшее оборудование, а также “сбалансировать” потребности предприятия в рабочей силе.

В конце марта Esmark сообщила, что собирается полностью закрыть мощности по холодной прокатке в Алленпорте и заморозить две из трех линий оцинкования в Мартинс Ферри.

Разумеется, эти планы профсоюз воспринял в штыки, и немедленно начал переговоры с “Северсталью” — они обратились к российской компании с просьбой выкупить их предприятие.

Профсоюзный лидер предприятия Джон Сондерс заявил: “Мы нуждаемся в новом партнере и надеемся, что этим партнером будет “Северсталь”. Рабочие завода рассчитывают, что Severstal North America как партнер их компании в совместном предприятии по производству кокса Mountain States Carbon пойдет навстречу их пожеланиям.

В принципе, это совпадало с намерениями Мордашова, ведь в 2006 году “Северсталь” уже пыталась купить Wheeling-Pittsburgh. Имея же заведомую поддержку профсоюзов, вполне имело смысл попробовать не только заполучить в свое распоряжение еще один сталелитейный завод, а и приобрести успешную сеть сервисных центров.

В этой ситуации российская компания обратилась к Esmark с конкурирующим предложением. Правда, “Северсталь” предложила за Esmark ту же сумму, что и Essar , но эту сделку поддерживают профсоюзы, с которыми российская компания уже договорилась о будущем трудовом соглашении. При этом руководители USW объявили, что приложат все усилия, чтобы заблокировать сделку с Essar.

Таким образом, если братья Бучарды действительно решили продать свою компанию, им придется принять предложение “Северстали” и выплатить Essar 20 млн. долларов отступных (правда, эти расходы, скорее всего, возьмет на себя “Северсталь”).

В этом случае у российской компании будет уже пять заводов на территории США, и она станет одним из лидеров по производству плоскокатаной продукции в Северной Америке. Фактически “Северсталь” будет выплавлять в регионе 11,3 млн. тонн стали — практически столько же, как и на меткомбинате в Череповце.

Несколько позже занялся покупками в Северной Америке Evraz.

Тем не менее компания быстро расширяет свои владения в регионе. В прошлом году Evraz приобрел Oregon Steel Mills (2,3 млрд. долларов), что превратило компанию в крупнейшего в мире производителя рельсов, а в январе завершил покупку производителя толстолистовой стали Claymont Steel Holdings PLTE . O (за 565 млн. долларов).

Claymont послужит удачным дополнением Oregon Steel Mills, где тоже производится толстолистовая сталь.

При этом мощности Claymont (500 тыс. тонн) могут выпускать материалы нестандартных размеров для специализированных заказчиков, например, их можно использовать в строительстве мостов, производстве железнодорожных вагонов и других сегментах машиностроительной отрасли.

Теперь же Evraz углубился в другой сегмент американского рынка — компания покупает у шведской SSAB трубный бизнес IPSCO Tubulars. Сумма сделки составляет 4,025 млрд. долларов, и Evraz будет нелегко организовать ее финансирование, особенно после того, как при покупке Oregon Steel Mills компании пришлось привлечь 1,8 млрд. долларов заемных средств.

Видимо, из этих соображений, Evraz собирается уступить часть активов IPSCO Tubulars своему российскому коллеге ТМК за 1,7 млрд. долларов. В результате сделки с SSAB Evraz получит двенадцать трубных заводов в США и Канаде, предприятие по производству рулонов в Регине и связанные с ним мощности по переработке лома.

Председатель правления и гендиректор Evraz Александр Фролов прокомментировал эту сделку следующим образом: “После покупки Oregon Steel Mills эта сделка ощутимо укрепит наши позиции на привлекательных рынках в энергетическом и инфраструктурном секторах региона”.

Таким образом, в США приходит и третья российская компания: TMK приобретет 100% акций IPSCO Tubulars Inc. и 51% акций NS Group Inc. с правом последующего выкупа остальных 49% акций NS Group в 2009 году.

Расширение географии поставок благоприятно скажется на позициях ТМК на североамериканском рынке в нефтегазовой отрасли — крупнейшем в мире рынке трубопроводных и нефтегазопромысловых труб.

Фактически сталелитейная промышленность Северной Америки уже перестала быть национальной — отрасль захватили индийцы и россияне. Сложно сказать, появятся ли там украинские компании.

Первый блин оказался комом — ИСД в консорциуме с Esmark и Vale не смог приобрести Oregon Steel Mills. Теперь же, когда цены на сталь растут, а слабый доллар сделал выгодным экспорт из региона, можно ожидать и прихода украинцев в США.

Правда, те активы, которые продавались добровольно, уже проданы.

Галина РЕЗНИК

FavoriteLoading Добавить в избранное

Добавить комментарий

WP-Backgrounds Lite by InoPlugs Web Design and Juwelier Schönmann 1010 Wien